Бесплатный фотокурс
Макрофотография

Макрофотография

Что такое макрофотография?

К макросъемке можно отнести фотографирование различных объектов (искусственных, живой и неживой природы) в масштабе от 1:1 и более.
В макрофотографии, применяются те же законы композиции построения кадра, как и в других жанрах фотографии.

макрофотография

Как снимать макрофотографию?

1. Из определения макрофотографии, следует, что снимок должен быть получен в масштабе 1:1 или более.

Получить такое изображение можно, если объектив вашей фотокамеры может снимать в масштабе 1:1 или более.
На объективах, которыми можно снимать макро в масштабе 1:1  есть пометка макро,  а остальные объективы будут уменьшать масштаб вашего изображения.
Например:
объектив для макро-съемки
2. Масштаб изображения зависит не только от того, поддерживает ли ваш объектив макро-съемку.

Важны еще два параметра:

  • минимальная дистанция фокусировки (чем с более близкого расстояния вы сможете снимать, тем более крупный масштаб вы получите);
  • фокусное расстояние, чем оно больше, тем с большего расстояния вы сможете снимать макро, что особенно важно при фотосъемке живой природы, например насекомых.


У компании tamron, есть интересный теле-объектив, с переключателем макро. В этом положении минимальная дистанция фокусировки составляет 90см, а масштаб изображения 2:1.
макро-объектив

Бывают и специализированные макро-объективы, с помощью которых можно получить увеличение изображения до 5 раз, например, 

Объектив Canon MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro Photo.
макрофотография



Кроме макро-объективов, есть бюджетные приспособления, которые позволяют из обычного объектива сделать макро-объектив.

К таким устройствам для макро-съемки относятся:
1. увеличительные линзы, накручиваются  как и обычные фильтры на объектив. (Недостаток, как у любого увеличительного стекла, чем ближе к краю, тем больше нерезкости и искажений геометрии картинки).
макро-линзы
2. Удлинительные кольца - позволяют сократить дистанцию фокусировки, тем самы увеличив масштаб изображения. Приобретаются под конкретный байонет (крепление) фотокамеры. Устанавливаются между камерой и объективом.
макрокольца

3. Реверсивное кольцо.
Позволяет прикрутить объектив к фотокамере обратной стороной, что превратит ваш объектив в микроскоп. Недостаток - нет возможности на современных объективах управлять диафрагмой, а значит и глубиной резкости.
реверсивное кольцо для макро

Выбор объектива это всегда компромисс не только по его возможностям, но и цене.
Если на Вашем объективе есть надпись macro, то он уже годится для такого вида съемки.

Если нет, то я рекомендую начать с бюджетного варианта, фотосъемку с макро-кольцами (при покупке колец обратите внимание на наличие поддержки управления автофокусом)

Если у вас есть объектив для макро-съемки, этого еще недостаточно, так как в  макрофотографии есть определенные  проблемы, которые приходится решать.

При съемке макро объекта мы сталкиваемся с катастрофическим уменьшением глубины резкости, которая может составлять мм и даже доли мм, попытка увеличить глубину резкости за счет увеличения диафрагменного числа, приводит к снижению светового потока попадающего на матрицу.
Поэтому в арсенале макро фотографа должно быть световое оборудование, обеспечивающее дополнительную подсветку снимаемого объекта.

Какое оборудование  поможет решить данную проблему? 

- отражательный экран;
- внешняя вспышка с поворотной головкой;
- внешняя кольцевая вспышка;
- внешняя макро вспышка;
- любое другое осветительное оборудование, например более-менее мощный фонарь.

Пример  кольцевой и макро вспышки:

кольцевая макровспышка макровспышка


Другое оборудование:
-штатив, для макрофотосъемки неподвижных объектов, позволит снимать на длинных выдержках и за счет этого накопить нужное количество света.


Цифровая фотография позволяет делать псевдо макросъемку, особенно с ЦФК, имеющим разрешение матрицы  18 млн пикселей и более, за счет «кропирования» кадра. У этой медали, правда есть и другая сторона, тем самым мы уменьшаем физический размер фотографии для печати. Но для публикации в Интернет, этого вполне, чем достаточно.

Примеры возможности макросъемки с объективом и удлинительными кольцами, с объективом и реверсивным кольцом.

Для фотосъемки использовался объект – фигурка носорога 4см в длину, 2 см в высоту.
Дополнительное освещение: настольная лампа
Дополнительное оборудование – штатив.

При съемке был использован объектив Tamron 28-75 мм 1:2,8 макро.
Объект съемки  фигурка носорога размером 4 на 2 см (длина , высота).
Дополнительное боковое освещение - настольная лампа.
Дополнительное оборудование - штатив.
Все фотографии уменьшены до размера 15х10 см, 72dpi. (Исходники 94х66 см разрешение 72dpi ).


Вариантов подсветки много, можно обойтись бюджетными средствами (светодиодные и галогеновые фонари) или применить стандартную внешнюю фотовспышку с применением дополнительных отражателей, позволяющих направить световой поток в нужном направлении.

Вариант 1.  фокусное расстояние f=28 мм, F:2,8. Вариант 2. фокусное расстояние f= 75 mm, F:2.8 
макрофотография проблемы макрофотографии
Вариант 1.1.
"Кроп" (обрезка)  фотографии 1, для показа, получаемой глубины резкости.
При съемке резкость наводилась на область глаза.
Вариант 2.1 
"Кроп" варианта 2.
макрофотография макрофотография
Вариант 1.2.
"Кроп" фотографии с f=28mm,  F:20
Вариант 2.2 
"Кроп" варианта с f=75mm, F:20
как снимать макрофотографии снимаем макрофотографию
Вариант 3.1
f=75 mm, F:2,8 + удл. кольцо 12мм.
Вариант 3.2
f=75 mm, F:20 + удл. кольцо 12мм.
макрофотография фотографируем макро
Вариант 4.1.
f=75mm, F: 2.8 + 36mm
Вариант 4.2.
f=75mm, F: 20 + 36mm
макрофотография макрофотография
   
   
Вариант 5.
f=75mm + реверсивное кольцо.
Реверсивное кольцо позволяет установить объектив обратной стороной, при этом диафрагменное отверстие 
не регулируется, достигается максимальное увеличение, при минимальной глубине резкости.
Хорошо применять для съемки плоских объектов.
макрофотография + реверсивное кольцо

Подведем итоги:

Основная проблема при макросъемке состоит в небольшой глубине резкости и недостатке освещения.

Преодоление нерезкости объекта из-за маленькой глубины резкости:
-фотографирование объекта параллельно плоскости матрицы;
-фокусировка на важных частях объекта;
-съемка при больших значениях диафрагменного числа.

Преодоление недостатка освещения:
-съемка на природе в яркий солнечный день, в полдень;
-использование дополнительных осветительных приборов;
-съемка на длительных выдержках со штатива неподвижных макрообъектов;
-съемка на высоких ИСО (наименее предпочтительный способ, т.к. добавляет шумы);
-комбинация методов.

Освоить азы макро-съемки, вы можете посетив мастер-класс по макрофотографии или заказав индивидуальные занятия по данной теме.
Описание мастер-класса по макросъемке >>

Поделитесь этой статьей на своей странице в социальной сети. 

На наших страницах, вы можете задавать любые вопросы по фотографии.

                           

Желаю успехов в освоении фотографии!
Автор статьи: Руслан Орлов.

макросъемка

макрофотография

макрофотография

макрокосмос

© 2009–2020 Фотошкола Руслана Орлова | ИП Орлов Р.Е. ОГРНИП 309774629300945